АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ТРАЙНИН

ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЙОСИФА АЛОИЗА ШУМПЕТЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ИННОВАТИКИ

C О Д Е Р Ж А Н И Е

В в е д е н и е стр. 2

ГЛАВА 1: ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ШУМПЕТЕРОМстр5

1.1. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕЙ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВАНИИ РАБОТ ЩУМПЕТЕРА стр. 8

1.2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ШУМПЕТЕРА ЦИКЛОВ ИННОВАЦИЙ стр. 9

1.3. ЦИКЛЫ ИННОВАЦИЙ ПО ШУМПЕТЕРУ стр. 11

Выводы стр. 15

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ШУМПЕТЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ стр. 16

2.1. ШУМПЕТЕР КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ТЕОРИИ ИННОВАЦИИ стр. 16

2.2. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВАНИИ ТЕОРИИ ШУМПЕТЕРА стр. 18

В ы в о д ы стр. 20

ГЛАВА 3. СТАДИИ СОВРЕМЕННОГО ИНОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА стр. 21

3.1. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ стр. 22

3.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТАДИЙ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА стр. 24

В ы в о д ы стр. 27

Использованная литература стр. 28

В В Е Д Е Н И Е

Процессы инновации имеют большое принципиальное значение для развития расширенного производства, повышения его эффективности и повышения благосостояния общества.

Инновация означает нововведение, изменение. Любая инновация – это результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами.

Изменение курса доллара или экономической обстановки в целом диктуется экономическими структурами, которые в принципе и контролируют экономику страны. В ответ предприятие вынуждено предпринимать равнозначные действия, чтобы сократить убытки.

Большое влияние инноваций на хозяйственную деятельность, на производство, поставщиков и потребителей вызывает необходимость управления изменениями. Это и есть инновационный менеджмент.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая потребительская стоимость. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств".

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание "нововведение" в буквальном смысле "введение нового" означает процесс использования новшества.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный экономический результат, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В литературе насчитывается множество определений понятия «инновация». Будем понимать под инновацией любое нововведение или изменение. Естественно, следует разделять научно-технические и управленческие инновации.

Первые основаны на новых научных и технических решениях, а вторые - на новых организационных решениях.

Наиболее авторитетным в области теории и практики экономических инноваций считается учёный-политик Иосиф Шумпетер, определивший ещё в 1911 году пять типичных изменений, с которыми имеет дело руководитель производства:

Й. Шумпетер считает, что «производить - значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы. Производить нечто иное или иначе — значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил». (Шумпетер Й.Теория экономического развития - М: Прогресс, - 1982. С. 158, 159)

В анализируемой работе Й. Шумпетера раскрывается содержание инноваций:

1. «Изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия».

Позднее, в 1930-е годы, он рассматривал инновацию «как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

В конце ХХ в. инновация имеет определение «как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

Здесь же следует выделить и такое направление теоретических исследований в области современных инноваций, как идея макрогенераций, которая в теоретическом аспекте была предсказана и в значительной мере разработана также именно Шумпетером.

В теории экономического развития он воспринимал экономику как специфическую систему комбинаций, где каждая из них есть исключительно индивидуальный способ соединения производительных сил, с помощью которого и создается некий единичный продукт.

Множество единичных комбинаций Й. Шумпетер разделил на два подмножества: старых и новых комбинаций.

Важной особенностью становления каждой новой комбинации является то, что новая комбинация должна забрать необходимые ей средства производства из той или иной старой комбинации. Это определение выведено из рассуждений Й. Шумпетера. (См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития, с. 72.73).

При этом осуществление новых комбинаций он связал с наряду перечисленными выше пунктами и с проведением соответствующей реорганизации производства, например, путем обеспечения монопольного положения (посредством создания треста) или подрыва монопольного положения другого предприятия.

Сущность инновационной теории Й. Шумпетера состоит в том, что экономическое развитие происходит за счет не только увеличения национальных запасов, средств производства, но и собственного перераспределения средств производства, принадлежащих старым комбинациям, в пользу новых.

Отметим, что, по мнению Й. Шумпетера, новые комбинации появляются дискретно, через некоторые различные по продолжительности промежутки времени и при этом, как правило, в большом числе.

Именно массовым появлением новых комбинаций объясняются основные черты периода подъема, его инновационный результирующий вектор.

Й. Шумпетер не идентифицировал всю систему комбинаций, одновременно существующих в экономике, с производством ВНП. Однако, связав новые комбинации с периодами подъема, которые выражаются через динамику ВНП, он вплотную приблизился к такого рода идентификации.

Поэтому главный вывод, который мы считаем возможным сделать на основе процитированных фрагментов теории Й. Шумпетера, состоит в том, что периодически пов- торяющееся массовое появление новых комбинаций не только обусловливает фазу очередного экономического подъема в стране, но и одновременно составляет сущность новой макрогенерации.

Другими словами, новая макрогенерация - это кластер новых комбинаций, обеспечивающий фазу очередного экономического подъема и выражающийся прежде всего в годовом приросте ВНП.

Аналогичным образом старые макрогенерации представляют собой кластеры соответствующих старых комбинаций, возникших в рамках прошлых фаз экономического подъема.

По мере того, как единичные старые комбинации отдают свои средства производства новым комбинациям, они постепенно отмирают, вытесняются из макро-экономического пространства новыми макрогенерациями.

Пока старые макрогенерации сохраняют свою жизнеспособность, они продол- жают производить часть ВНП. Они не имеет отношения к годовому приросту ВНП (последний, как отмечалось, создается только новой макрогенерацией). Однако годовой ВНП любой страны состоит не только из прироста. Огромную роль в его формировании играет переходящее с прошлых лет существующее производство. Именно его осуществляют старые макрогенерации.

Строго говоря, новые макрогенерации обеспечивают не прирост ВНП, а своего рода его ввод (по аналогии с вводом основного капитала).

В свою очередь, старые макрогенерации образуют не просто переходящее с прошлых лет производство ВНП, а убывающее затухающее производство, поскольку часть продукта старых макрогенераций ежегодно выбывает.

Значение исследований Шумпетера в развитии инноваций на современном этапе мировой экономики более чем велико. Его теоретические и практические исследования являются вполне достойным материалом и базисом для совершенствования системы инноваций на современном этапе.

Основоположником теории инновации следует считать Йосифа Алоиза Шумпетера (на снимке слева), который полагал, что толчок развитию дают нововведения (инновации).

Под этим термином понимаются все причины изменений в круговом потоке промышленного производства. В широком общественном процессе внедрения нововведений принимает участие большое число людей, в результате чего изменяются решающие факторы экономики.

Процесс внедрения нововведений не протекает равномерно, он характеризуется скачками и рывками. Как только один передовой предприниматель преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие поспешно следуют за ним. К концу такого периода процветания вся экономика приходит в расстройство и получение прибыли в дальнейшем становится сомнительным.

Как утверждают профессора Комков Николай Иванович (доктор экономических наук), Куличков Евгений Николаевич (доктор экономических наук) и Шатраков Юрий Григорьевич (доктор технических наук), «в передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций — решающий фактор социального и экономического развития, залог экономической безопасности. Так, в США прирост душевого национального дохода за счет этого фактора составляет до 90%». (http://www.invur.ru/index.php?page=inno&cat=analit&doc=tech_inno)

Именно поэтому тема данной работы «Значение исследований Й. Шумпетера для современного этапа развития теории инноватики» является необходимой с точки зрения актуальности как для анализа, так и последующей разработкой моделей (в нашем случае рекомендаций) в преодолении кризиса производства и перепроизводства, нахождении таких решений, которые позволять не просто сохранять равновесие экономики, но и увеличивать её рост, особенно в части национального дохода на душу населения.

Цель данной работы – это обоснование значений исследований Шумпетера для современного развития теории инноватики.

Задачи, которые должна решить эта работа, состоят в следующем:

1. изложить сущность исследований инновационных процессов Шумпетером;

2. обосновать: Шумпетер – основоположник теории инновации;

3. дать описание циклов инноваций по Шумпетеру;

4. показать его методы анализа именно циклов инноваций;

5. показать структуру современного инновационного процесса на основании теории Шумпетера;

6. показать функционирование современного процесса инноваций именно на основании теории Шумпетера.

Напомним, что инновация означает нововведение, изменение. Любая инновация – это результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами.

Изменение экономической обстановки в стране в целом диктуется финансово-промышленным капиталом, который в принципе и контролируют экономику государства.

В ответ предприятие вынуждено предпринимать ответные меры, чтобы сократить убытки.

Большое влияние инноваций на хозяйственную деятельность, на производство, поставщиков и потребителей вызывает необходимость управления изменениями. Это и есть инновационный менеджмент.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание "нововведение" в буквальном смысле "введение нового" означает процесс использования новшества.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный экономический результат, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В литературе насчитывается множество определений понятия «инновация». Будем понимать под инновацией любое нововведение или изменение. Естественно выделять научно-технические и управленческие инновации. Первые основаны на новых научных и технических решениях, а вторые - на новых организационных решениях.

Иосиф Шумпетер выделил ещё в 1911 г.выделил пять типичных изменений, с которыми имеет дело менеджер: 1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (в процессе купли — продажи);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 1930-е годы, он рассматривал инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В конце ХХ в. инновация стала определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В теории экономического развития Щумпетер воспринимал экономику как специфическую систему комбинаций, где каждая из них есть исключительно индивидуальный способ соединения производительных сил, с помощью которого и создается некий единичный продукт.

Множество единичных комбинаций Й. Шумпетер разделил на два подмножества: старых и новых комбинаций. Важной особенностью становления каждой новой комбинации является то, что новая комбинация должна забрать необходимые ей средства производства из той или иной старой комбинации. Это определение выведено из рассуждений Й. Шумпетера. (См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития, с. 72.73).

Сущность инновационной теории Й. Шумпетера состоит в том, что экономическое развитие происходит за счет не только увеличения национальных запасов, средств производства, но и собственного перераспределения средств производства, принадлежащих старым комбинациям, в пользу новых.

Отметим, что, по мнению Й. Шумпетера, новые комбинации появляются дискретно, через некоторые различные по продолжительности промежутки времени и при этом, как правило, в большом числе.

Именно массовым появлением новых комбинаций объясняются основные черты периода подъема, его инновационный результирующий вектор.

Й. Шумпетер не идентифицировал всю систему комбинаций, одновременно существующих в экономике, с производством ВНП. Однако, связав новые комбинации с периодами подъема, которые выражаются через динамику ВНП, он вплотную приблизился к такого рода идентификации.

Поэтому главный вывод, который мы считаем возможным сделать на основе процитированных фрагментов теории Й. Шумпетера, состоит в том, что периодически пов- торяющееся массовое появление новых комбинаций не только обусловливает фазу очередного экономического подъема в стране, но и одновременно составляет сущность новой макрогенерации. Другими словами, новая макрогенерация - это кластер новых комбинаций, обеспечивающий фазу очередного экономического подъема и выражающийся прежде всего в годовом приросте ВНП.

Аналогичным образом старые макрогенерации представляют собой кластеры соответствующих старых комбинаций, возникших в рамках прошлых фаз экономического подъема.

По мере того как единичные старые комбинации отдают свои средства производства новым комбинациям, они постепенно отмирают, вытесняются из макро- экономического пространства новыми макрогенерациями.

Пока старые макрогенерации сохраняют свою жизнеспособность, они продол- жают производить часть ВНП. Они не имеет отношения к годовому приросту ВНП (последний, как отмечалось, создается только новой макрогенерацией). Однако годовой ВНП любой страны состоит не только из прироста. Огромную роль в его формировании играет переходящее с прошлых лет производство. Именно его осуществляют старые макрогенерации.

Строго говоря, новые макрогенерации обеспечивают не прирост ВНП, а своего рода его ввод (по аналогии с вводом основного капитала).

В свою очередь, старые макрогенерации образуют не просто переходящее с прошлых лет производство ВНП, а убывающее переходящее производство, поскольку часть продукта старых макрогенераций ежегодно выбывает.

Шумпетер считал математику важным инструментом в экономической науке, но полагал, что она никогда не заменит интуитивного понимания принципов устройства и развития хозяйства.

В 1950 г. он признал, что математические модели в изучении производственных циклов не были столь плодотворны, как он надеялся, и что из теоретического, статистического и исторического методов наиболее важным является последний. Однако именно его рассуждения о математических методах в экономике и послужили созданию многих моделей оптимизации.

Значение исследований Шумпетера в развитии инноваций на современном этапе мировой экономики более чем велико. Его теоретические и практические исследования являются вполне достойным материалом и базисом для совершенствования системы инноваций на современном этапе.

Именно на подтверждение данного положения и направлена настоящая работа.

ГЛАВА 1: ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ШУМПЕТЕРОМ

Шумпетер считает, что реальное планирование может осуществляться только в случае, когда бюджет государства в состоянии предотвратить влияние циклов стагнации мировой экономики, хотя, на наш взгляд, замкнутая система воспроизводства при обоснованном кадастре как полезных ископаемых, так и территорий для их переработке на перспективу не менее чем 20 лет, дают основание для составления оптимизационного плана и инновационных циклов в развитии народного хозяйства, так и тем более расчёта новых точек эволюции научно-технического прогресса в промышленности.

Система функционирования экономики, разработанная Шумпетером, с учётом происхождения, жизнеспособности и выхолащивания процесса воспроизводства при частной собственности, вылилась в теорию о производственном цикле, порядке функционирования денег, процентах и ценообразовании.

Первоначальная модель Шумпетера имела отношение к поведению обособленных экономических единиц в окружающей обстановке, на которую каждая из них практически не оказывает влияния. Эту модель, в основном традиционную, Шумпетер пытался заново сформулировать в условиях одновременности и взаимозависимости. В структуре модели неизменно присутствует понятие предельной

полезности. Хотим отметить следующий, на наш взгляд, важный факт: Шумпетер считал математику важным инструментом в экономической науке, но полагал, что она никогда не заменит интуитивного понимания принципов устройства и развития хозяйства.

В 1950 г. он признал, что математические модели в изучении производственных циклов не были столь плодотворны, как он надеялся, и что из теоретического, статистического и исторического методов наиболее важным является последний.

Одной из наиболее известных теоретических концепций, с которыми связано имя Шумпетеру, является концепция динамического равновесия хозяйства и роли так называемого «Новатора» в этом равновесии.

Коренная проблема всякой экономической системы, по мнению Шумпетера, заключается в достижении и поддержании равновесия.

В стандартной неоклассической теории изучается достижения стабильного равновесия, при котором экономическая деятельность просто повторяется, а теория описывает и изучает этот кругооборот ресурсов.

В рамках этой модели все фирмы находятся в состоянии устойчивого равновесия, доходы равны затратам, прибыль и процент равны нулю, цены образуются на основе средней стоимости, экономические ресурсы полностью используются. Но в этой модели никак не учитывается коренное свойство реальной экономической системы, а точнее реального поведения предпринимателей - не приближаться бесконечно к оптимуму в рамках существующей производственной функции, а радикализировать эту производственную функцию, чтобы получить принципиальные конкурентные преимущества на рынке.

Для описания такого поведения Шумпетер ввел в теорию концепцию так называемого Новатора, который всегда стремится получить большую прибыль, чем могут дать обычные способы.

Именно деятельность Новаторов является причиной колебаний экономической активности. Для достижения своей цели Новатору необходимы дополнительные кредиты, и возможность действовать обеспечивает Новатору банкир.

Одолжив необходимые деньги, Новатор выходит на рынок, чтобы купить новые факторы производства по более высокой цене, чем та, которую может предложить менее активный предприниматель.

Поток средств производства возрастает, а поток предметов потребления уменьшается. Первый из таких Новаторов прокладывает дорогу остальным, однако вскоре возможности для инвестирования иссякают. Ссуды становятся более дорогими, конкуренция новых и старых фирм возрастает, рынок уже затоварен старыми и новыми продуктами. Более слабые фирмы не выдерживают конкуренции, не могут вернуть кредиты и это вызывает временный спад. Но в итоге устанавливается новый равновесный кругооборот ресурсов. При этом экономика не возвращается к прежнему состоянию равновесия. Производство находится на новом уровне, изменяется состав продуктов, производимых обществом.

В своем варианте циклических изменений Шумпетер описал хорошо известные фазы процветания, спада, депрессии и оживления, однако в отличие от многих предшествующих исследователей деловых циклов, он отказался давать унифицированные характеристики различным циклам в истории капитализма.

Он считал, что каждый из них был уникальным явлением со своими специфическими чертами, и оснований для вывода новых толчков производства.

Как мы отмечали выше, Шумпетер полагал, что толчок развитию дают нововведения. Под этим термином понимаются все причины изменений в круговом потоке. В широком общественном процессе внедрения нововведений принимает участие большое число людей, в результате чего изменяются решающие факторы экономики. Процесс внедрения нововведений не протекает равномерно, он характеризуется скачками и рывками.

Как только один передовой предприниматель преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие поспешно следуют за ним. К концу такого периода процветания вся экономика приходит в расстройство и получение прибыли в дальнейшем становится сомнительным.

Однако если до настоящего времени процесс воспроизводства на основе частной собственности функционировал успешно, то в будущем, утверждал Шумпетер, это уже невозможно. Причины гибели этого расширенного воспроизводства при частной собственности кроются не в экономике, а в системе его организации. «Сегодня»,- говорил Шумпетер,- «в результате технического прогресса функции предпринимателя по внедрению новшеств значительно сузились и сводятся к простой рутине».

Эти изменения приводят к вытеснению мелких предпринимателей; частная собственность и свобода заключения контрактов становятся архаичными правовыми категориями. Миллионы держателей акций, не участвующих в процессе производства, заменяют активных его участников. Экономическая система, в конце концов, оказывается недееспособной как экономически, так и юридически, так как финансовые средства для её поддержки оказываются полностью исчерпанными.

1.1. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕЙ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ РАБОТ ШУМПЕТЕРА
В работах современных исследователей развиваются идеи Й. Шумпетера, конкретизация их имеет не только научное, но и практическое значение.

При этом следует отметить, что существующая официальная статистика существенно суживает имеющееся поле инновационных процессов, происходящих в российской экономике (включая приватизацию, акционирование), относя к ним преимущественно технико-технологические инновации. Суженная трактовка преобладает и в специальной литературе.

Русский экономист Кондратьев создал теорию “больших циклов конъюнктуры” длиной 48-60 (в среднем – 54-55) лет [2]. Таким образом, этот выдающийся российский ученый открыл названные его именем социально-экономические циклы, которые в дальнейшем приобрели название “кондратьевских длинных волн” или “К-волн”, в основе начала образования каждой из которых находился сформированный еще в кризисный период предшествующей волны кластер взаимодополняющих базовых инноваций. Последнее положение он определил как первую эмпирическую правильность его теории “К-волн”.

Выдающийся австро-американский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер, работая на территории Украины, в Черновцах, принадлежавших тогда Австро-Венгерской империи, в начале 10-х годов ХХ века создал “инновационную теорию предпринимательства”, на основе которой уже в 30-е годы развил “кондратьевскую циклическую парадигму” в направления инновационной концепции “длинных волн”, изложенную в фундаментальном двухтомнике “Деловые циклы” [3], который вышел в свет в 1939 г. – то есть накануне второй мировой войны.

(Напомним ещё раз, что Кондратьевым была создана теория “больших циклов конъюнктуры” длиной 48-60 (в среднем – 54-55) лет [2], где этот выдающийся российский ученый открыл названные его именем социально-экономические циклы, которые в дальнейшем приобрели название “кондратьевских длинных волн” или “К-волн”, в основе начала образования каждой из которых находился сформированный еще в кризисный период предшествующей волны кластер взаимодополняющих базовых инноваций. Последнее положение он определил как первую эмпирическую правильность его теории “К-волн”).

Й.Шумпетер разработал не столько теорию волн, сколько успешный метод для понимания циклов вообще.

1.2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ШУМПЕТЕРА ЦИКЛОВ ИННОВАЦИЙ
Метод Шумпетера по сути не является междисциплинарным, поскольку в своих работах он старался ограничить рамки анализа к “экономической жизни”, жизни в которой “торжествуют частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция” [4, 59-60].

Это все верно кроме осознанного им факта, что “социальный процесс на самом деле есть одним нераздельным целым”. Автор различал “факторы изменения”, которые являются эндогенными для капитализма, и те, которые являются экзогенными [6, 11-12]. Войны, революции, социальные волнения, правительственная политика, землетрясения и выращивание сельскохозяйственных культур считаются экзогенными. Для понимания эндогенных факторов необходимо постичь его представление относительно “Теории экономического развития” – так он назвал свою выдающуюся работу, которая увидела свет в 1912 г.

Он писал следующее: “Под развитием будем понимать только такие изменения в экономической жизни, которые не влияют на него извне, а происходят от его собственной инициативы, то есть изнутри” [4, 154]. Развитие - это процесс прерывчатых изменений и неуравновешенности, вызванных инновациями: “внедрение новых комбинаций” [4, 159].

Инновация играет центральную роль в теории Шумпетера. Он охарактеризовал ее, “как установление новой производственной функции. Это может быть производство нового товара, внедрение новых форм организации, таких как, например, слияние, открытие нового рынка и т. п.” [3, 62].

Инновация отличается от изобретения, которое является, так сказать, сырым материалом для инновации. “Лица, которые вводят новые производственные функции, которые отличаются от воспроизводимых старых производственных функций и изменяют пропорции и количество факторов производства в границах последних, называются предпринимателями” [3, 77].

Инновации требуют значительно больших усилий, чем обычное ведение бизнеса потому, что предусматривают внедрение неиспытанного. Но если новый способ производства становится известным другим предпринимателям, им становится легче “(1) делать именно то же, (2) улучшать и (3) делать подобные вещи в подобных направлениях”. Последние два вида Шумпетер назвал “индуцированными инновациями”, а первую, наверное, совсем нельзя назвать инновацией.

Это объясняет тот факт, что инновации распределены во времени неравномерно и появляются пучками или кластерами, вдобавок, “в конкретное время распределенные в экономической системе не случайно, а имеют тенденцию концентрироваться в определенных секторах и секторах, связанных с ними”.

Шумпетер предположил, что инновации внедряются новыми людьми и новыми фирмами. “Инновация дает возможность новой фирме получать прибыли лишь некоторое время, в конце концов она выбывает из конкуренции и приходит в упадок” [3, 69]. Но есть и исключения - случаи гигантских компаний, которые являются каркасом для сменного персонала, который в свою очередь последовательно проводит инновации.

Такое явление Шумпетер назвал трестовым капитализмом, чтобы отличить его от конкурентного капитализма. “Инновации обычно требуют создания нового оборудования (или модернизации старого) и требуют времени и расходов” [3, 68].

Деньги берутся благодаря созданию кредита или имеют источник бюджетных субвенций. Сбережения появляются главным образом вследствие прибылей, которые в свою очередь преимущественно происходят от инноваций. Поэтому по логике, сбережения в конце концов также образуются с кредита.

Сбережения определены, как “выделение домохозяйством части текущих прибылей для приобретения права на доход или для возврата долга” [3, 49]. Для фирмы это называется накоплением. Сбережение и накопление отличаются от удержания, от потребления и создания запасов; сбережения в понимании Шумпетера никогда не могут быть причиной кризиса. “Принятие решения о купле права на доход назовем инвестициями” [3, 51] – говорит Шумпетер. Для домохозяйств это означает куплю акций, облигаций, земли и недвижимости. Для фирм сюда входят также “затраты на все виды производственных товаров после замены”, которые называются “реальными инвестициями”. Поэтому сбережения и инвестиции - разные события.

Шумпетер применил равновесную концепцию в понимании одного из основателей теории маржинализма – выдающегося французского экономиста-математика Леона Вальраса, если “каждая фирма, промышленность и домохозяйство не имеют ни единых стимулов делать что-то свыше того, что они уже делают” [3, 20] Важность системы Вальраса состоит в тенденции экономики к равновесию, что и наблюдается в реальной жизни.

Предприниматели, проводя инновационную деятельность во время повышательной волны и передвигая экономику выше равновесия, обеспечивают базу для технологической ренты и, как следствие, благосостояние. Но технологические ренты уменьшаются по мере того, как предшествующие инновации становятся установившейся практикой в экономической жизни. Поэтому появляется понижательная волна.

До сих пор модель обсуждалась так, будто существует только одно волнообразное движение. Шумпетер утверждал, что «мы должны ожидать бесконечное количество циклов». Однако для аналитического удобства в своем историческом очерке он основал трициклическую схему: цикл Китчина (3-4 года), Жюгляра (7-11 лет), Кондратьева (48-60 лет).

1.3. ЦИКЛЫ ИННОВАЦИЙ ПО ШУМПЕТЕРУ
Шумпетер принимает без доказательств, что “каждый цикл Кондратьева должен содержать целое число циклов Жюгляра, который содержит целое число циклов Китчина” [3, 147]. И в этой априорной схеме он предугадал фракталы Бенуа Мандельброта, открытые через 30 лет.

Все циклы генерируются инновациями, хотя Шумпетер выразил сомнение относительно цикла Китчина, который “может быть волнами адаптации и включать 2 или 4 фазы, из которых депрессия и стабилизация не являются обязательными частями схемы” [3, 148].

Поскольку вышеупомянутые циклы интерферируют между собою, невозможно сказать наверное, каким будет окончательный результат, кроме предположения, что если все три находятся в одной фазе, в частности, в депрессии, развитие событий будет сопровождаться с необыкновенной интенсивностью.

Не более, как для иллюстрации Шумпетер предложил диаграмму, которая показывает три синусоиды и результат их сложения. Хронологически Шумпетер обнаружил три трехлетних цикла Китчина в каждом девятилетнем цикле Жюгляра и шесть циклов Жюгляра в каждом пятидесятичетырехлетнем цикле Кондратьева.

Из данной теории вытекает, что выпуск товаров потребления наибольше увеличивается во время рецессии и стабилизации. “Будем … считать, что факты будут согласовываться с изложенными выше ожиданиями лучше всего в цикле Кондратьева, меньше в случае цикла Жюгляра и меньше всего в цикле Китчина”.

Выпуск средств производства должен увеличиваться в фазах стабилизации и подъема и уменьшаться, или медленно увеличиваться в фазах рецессии и депрессии. Итак, “совокупный объем производства будет увеличиваться во всех фазах цикла за исключением “глубокой” депрессии, <...> исключением, которое едва ли когда-то распространяется на всю депрессивную фазу, поскольку обуславливается паникой и ошибочными спиралями, которые, как правило, длятся не больше года” [3, 436]

В принципе, уровень цен должен подниматься в фазу подъема и падать в фазе депрессии больше, чем он поднялся в фазе рецессии. Продолжительное падение цен в период депрессии имеет тенденцию корректироваться во время стабилизации, но поскольку объем производства продолжает увеличиваться в период стабилизации, коррекция не является завершенной. “Относительно ожиданий циклического поведения ставки процента, то … ставка процента будет расти с опозданием в период подъема и так же падать с опозданием в период рецессии, ... следующее падение обычно имеет место в фазе депрессии как следствие ограничения интенсивности коммерческой деятельности. Но, как и во всех других случаях, мы должны помнить, что процессы депрессии неустоявшиеся, даже если не принимать во внимание паники относительно ставки процента, которые характерны для депрессии” [3, 437]. Так, неуверенность в поведении ставки процента продолжается в период стабилизации, которая должна возвратить ставку процента к значению, близкому к равновесному.

“Конечно, логичным будет предположение об увеличении занятости меньшими темпами в фазе благосостояния, уменьшение с большими темпами в фазе рецессии, что темпы снижения будут максимальными, если система входит в депрессию, и занятость будет продолжать уменьшаться темпами, которые постепенно уменьшаются по мере движения к точке, в которой начинается стабилизация, после чего она будет увеличиваться сначала медленно, а потом все уверенней, по мере того, как процесс стабилизации набирает темпы, пока не достигнуто равновесие.

При циклическом движении, построенном согласно нашей модели, при условии, что это движение ограничено одной страной и экономический процесс в других есть стационарным или лишь возрастающим, экспорт будет увеличиваться, а импорт уменьшаться в положительной фазе. В отрицательной фазе все будет наоборот. Но мы не можем быть уверены, что обнаружим это”.

Из-за того, что на фондовом рынке значительно свободнее атмосфера, чем на любом другому рынке, “естественно предположить, что в общем будет оживление на фондовой бирже, а из-за отсутствия внешних неблагоприятных факторов настанет раньше и скорее будет набирать ход соответствующее оживление в деловой активности, то есть происходить уже на последней стадии стабилизации, когда дела начинают улучшаться день за днем и раскрываются новые возможности” [3, 437].

Так же цены на акции упадут к тому моменту, когда изменятся другие индикаторы, то есть, если на последней стадии подъема появляются ограничения и трудности, становится понятно, что возможные достижения исчерпали себя.

Денежные ставки заработной платы возрастают с опозданием в период подъема и падают с отставанием при понижательной волне. И снижение ставки заработной платы не является обязательным явлением как в рецессии, так и в период депрессии.

Реальные ставки возрастают больше в рецессии, депрессии и стабилизации, чем в период подъема, в особенности для волн Кондратьева. Во время фазы подъема, расходы производства все большее давят на прибыли, а фаза рецессии приносит уже настоящие проблемы для многих фирм. Все эти ожидания взаимодействуют с внешними факторами.

Каждая ошибка в ожиданиях не дискредитирует изложенную теорию, поскольку в таком случае можно найти внешние (экзогенные) факторы, которые объясняют отклонения.

В то время, как Кейнс направлял свое внимание больше на краткосрочные события, Шумпетера интересовало долгосрочное развитие капиталистической экономики. Оглядываясь назад в историю, кажется, что подходы обоих только бы выиграли, если бы приняли взгляды и идеи своего соперника. Оба, родившись в одном и том же 1883 году, имели много возможностей встретиться друг с другом и сотрудничать. Несмотря на то, каким бы было полезным сотрудничество этих двух гигантов, в действительности контакты были нечастыми и довольно холодными [8,95].

В отличие от Кейнса, Шумпетер никогда не уделял внимание проблемам государственной политики, хотя и был министром финансов Австрии. По его мнению, такая деятельность для ученых-экономистов есть второстепенной и отличается от чисто “научной работы”, более того, может навредить в проведении государственной политики.

В то время, когда Кейнс подчеркивал важность монетарной и фискальной политик для поддержания совокупного спроса, “Шумпетер сфокусировал внимание на ведущих промышленных секторах: текстильная промышленность в 18 веке, железные дороги в 19 веке и электроэнергетика в начале 20 века” [9, 381].

Во время “Великой депрессии” распространилась дискуссия относительно причин стагнации (бега на месте) экономики, в особенности после резкого спада в 1937 году, когда стало понятно, что полное возрождение из депрессии не придет автоматически. Шумпетер, с одной стороны, утверждал, что спад экономики перед полнейшим возрождением был результатом Нового Курса, хотя следствием не так его сути, как антиделовой философии тех, кто руководил им.

Саму “Великую депрессию” он объяснял синхронизацией в период 1929-1933 гг. нижней фазы цикла Кондратьева с нижними фазами циклов Жюгляра и Китчина.

“Стагнационизм”, который Шумпетер обнаружил у Джона Стюарта Милля и других, достиг наивысшего предела в карьере Кейнса, чье ощущение Англии в кризисе сформировало его “видение”, как экономиста. Это, утверждал Шумпетер, имело решающее значение для дальнейшего развития экономической мысли, поскольку Кейнс обладал наибольшим влиянием на следующее поколение теоретиков.

Признавая, что Кейнс есть наиболее выдающимся английским экономистом после Рикардо, Шумпетер подверг его критике за то, что он разделял склонность Рикардо к использованию теории прямо на практике [6, 160-161].

Й.Шумпетер утверждал, что Дж.Кейнс неправильно истолковал природу капиталистической промышленности. Он предположил, что не только методы промышленного производства не изменяются, а также и то, что количество оборудования остается постоянным. Это ограничивает его анализ в очень коротком периоде времени (3-10 месяцев). Более того, поскольку технологические изменения служат основой кейнсианского процесса и источником многих его проблем, данное предположение исключает выпуклые характеристики капиталистических реалий.

Сосредоточенность Кейнса на высокой “склонности к потреблению” как средстве для преодоления “Великой депрессии” перевернуло классическое представление, что сбережения есть положительной силой. В кейнсианской системе, сбережения действительно могут быть недостатком, который является не причиной формирования капитала, а причиной безработицы и разрушения капитала. Шумпетер утверждал, что достижения Кейнса были характерны для определенного времени и места, а его теория совсем не была “общей”. Таким образом, он заканчивает свою большую работу взвешенной, но критической оценкой Кейнса [5].

Противопоставляя Шумпетера и Кейнса, видим проблемы и противоречия разных стилей экономического анализа. Также видим, как полезность анализа зависит от времени и обстоятельств.

И когда “Великая депрессия” закончилась, эта политика, которую американские кейнсианисты отстаивали больше, чем сам Кейнс, имела тенденцию отбивать охоту от сбережений и находить оправдания огромным фискальным дефицитам. Она выдвигала обобщенную государственную деятельность на агрегированном уровне, не обращая внимание на отдельные секторы промышленности [9, 383]. Таким образом, в первые послевоенные десятилетия проявилась родственная связь между кейнсианством и методами экономической политики в США и Великобритании и согласованность экономической политики Японии и ФРГ с догматами Шумпетера с акцентом на инновационной политике, направленной на конкретные отрасли промышленности.

Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества отраслей и компаний не требует особых доказательств. В фундаментальной работе Майкла Портера “Конкурентная стратегия” [11] прямо указывается: “Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы <…> После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений <…> Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций”. Эта аксиома, высказанная впервые Шумпетером и развитая Портером в его многочисленных книгах по теории и практике международной конкуренции, стала завещанием для всех предпринимателей мира.

В Ы В О Д Ы

1. Шумпетер считает, что реальное планирование может осуществляться только в случае, когда бюджет государства в состоянии предотвратить влияние циклов стагнации мировой экономики;

2. Шумпетер полагал, что толчок развитию дают нововведения. Под этим термином понимаются все причины изменений в круговом потоке;

3. В широком общественном процессе внедрения нововведений принимает участие большое число людей, в результате чего изменяются решающие факторы экономики. Процесс внедрения нововведений не протекает равномерно, он характеризуется скачками;

4. Й. Шумпетер разработал не столько теорию волн, сколько успешный метод для понимания циклов вообще.

5. Инновация играет центральную роль в теории Шумпетера. Он охарактеризовал ее, “как установление новой производственной функции. Это может быть производство нового товара, внедрение новых форм организации, таких как, например, слияние, открытие нового рынка и т. п.”;

6. Шумпетер предположил, что инновации внедряются новыми людьми и новыми фирмами. “Инновация дает возможность новой фирме получать прибыли лишь некоторое время, в конце концов она выбывает из конкуренции и приходит в упадок”;

7. Шумпетер принимает без доказательств, что “каждый цикл Кондратьева должен содержать целое число циклов Жюгляра, который содержит целое число циклов Китчина” . И в этой априорной схеме он предугадал фракталы Бенуа Мандельброта, открытые через 30 лет.

8. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций”. Эта аксиома, высказанная впервые Шумпетером и развитая Портером в его многочисленных книгах по теории и практике международной конкуренции, стала завещанием для всех предпринимателей мира.

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ШУМПЕТЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ
2.1. ШУМПЕТЕР КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ТЕОРИИ ИННОВАЦИИ

Родоначальником теории инновационного развития в ее современном виде считается австрийский экономист Й.Шумпетер, который рассматривал инновации как изменения в технологии и управлении, как новые направления в использовании ресурсов.

По его мнению, новаторская деятельность рассматривается как основной фактор, вызывающий динамические изменения волнового характера в экономике.

Напомним, что обычно выделяют три типа волн. Длинные волны Н.Д.Кондратьева (средняя продолжительность 50-60 лет), связанные с появлением новых отраслей и технологий. Средние волны Жуглара (периодичность 7-11 лет), связанные с инвестициями в машины и оборудование. Короткие (40 месяцев) инновационные волны в рамках "цикла конъюнктуры".

На основе этих и других теорий в первую очередь Шумпетера была разработана концепция инновационных нововведений, в частности технологических укладов.

Понятие технологического уклада (в его современном значении) было введено в науку С.Ю.Глазьевым. Технологический уклад - группа технологических совокупностей, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями и образующих воспроизводящиеся целостности. Глазьев и другие экономисты выделяют 5 технологических укладов или в западной терминологии - длинных циклов промышленности.

Каждый такой цикл начинается, когда новый комплект инноваций поступает в распоряжение производителей. Начало нашего 5-го цикла связывают с развитием новых средств коммуникации, цифровых сетей, компьютерных программ и генной инженерии. Начало каждого цикла характеризуется подъемом экономики, тогда как завершение - ее упадком (прекрасным примером чего служит великая американская депрессия).

Если проанализировать смену технологических укладов в историческом разрезе, можно заметить, что время господства укладов неуклонно сокращается. Если первый продержался около 60 лет, то пятый, свидетелями господства которого мы являемся, по большинству прогнозов будет продолжаться лишь около 30 лет и закончится в 20-х годах 21века.

Достаточно легко объяснить причину сокращения времени господства укладов. Дело в том, что в середине прошлого столетия очень сильно активизировалась инновационная деятельность как отдельных предпринимателей и компаний, так и целых государств.

На сегодняшний день все промышленно развитые страны имеют целые армии профессиональных новаторов на всех стадиях создания инновации - от изобретения собственно новшества до конечного внедрения данного новшества в производство. К тому же продуктивность большинства исследовательских лабораторий и институтов растет с каждым днем - сегодня она вдвое больше, чем была пару десятков лет назад.

Итак, пятая промышленная революция, которая началась в Америке в конце 80-х годов, следуя теории Шумпетера, будет продолжаться не более 20-30 лет. То есть мы уже, практически, десять лет находимся в этом новом цикле промышленности, однако, для отстающих и в частности для России еще не упущена возможность "поймать" эту волну.

2.2. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВАНИИ ТЕОРИИ ШУМПЕТЕРА
Как доказывают многочисленные примеры, появление новшества - это начальная и самая простейшая стадия инновационного процесса.

Процесс внедрения новшества в производство предполагает дополнительное выполнение следующих видов работ: изготовление головных образцов, организация серийного производства, реализация новой продукции. Предприниматели и большинство ученых давно поняли, что на следующих после появления новшества стадиях инновационного процесса затрачивается гораздо больше труда и капитала, чем на создание собственно новшества.

Инновационный менеджмент же до сих пор игнорируют промежуточные стадии инновационного процесса, считая, что если они инвестируют достаточно денег в фундаментальные исследования в НИИ, то это автоматически приведет к появлению новых технологий, которые будут приносить реальные доходы.

На самом деле все намного сложнее. Инновационный процесс представляет собой обширнейшую сеть сложных внутренних взаимоотношений и обратных связей. Это было доказано в начале 70-х годов в Манчестерском университете. Там была выпущена работа "Wealth from Knowledge", в которой авторы проанализировали 84 британские фирмы, получившие королевскую награду в области инноваций, чтобы выявить те факторы, которые являются залогом эффективности инновационного процесса.

Как показали результаты, фундаментальные исследования действительно важны, но не потому, что они позволяют совершать научные открытия. Намного важнее создание контингента квалифицированных новаторов, понимающих и умеющих решать насущные проблемы промышленности. А также наличие некоторого количества людей с научным образом мышления, умеющих "думать в заданном направлении". Наибольшего успеха на реальном рынке достигают те новаторы, которые придумывают как бы новую траекторию для движения инновационного процесса, своеобразный коридор характеристик готового продукта, который будет пользоваться успехом у покупателей.

В Америке в 1980-м году было принято два документа: "the Stevenson-Wydler Technology Innovation act" и "the Baigh-Dole act". Первый из них регулировал механизмы получения новых технологий из национальных лабораторий страны. Второй разрешал университетам, неправительственные исследовательским институтам и мелким бизнесменам проводить собственные исследования по государственному контракту, чтобы сохранить технологии, ими произведенные, внутри страны.

Конечно, потребовалось некоторое время, чтобы эти законодательные акты принесли желаемый эффект. Однако помимо ожидаемых прямых последствий они вызвали настоящий инновационный бум в Америке. Все больше и больше ученых при поддержке коммерческих фирм создавали частные исследовательские институты и лаборатории. Такая схема - сейчас широко распространенная по всему миру - подняла вопрос, имеет ли смысл и дальше дотировать государственные научно-исследовательские институты и лаборатории, и должны ли они и дальше освобождаться от налогов, когда они могут получать огромные прибыли от лицензирования интеллектуальной собственности.

Тем не менее, в целях лучшего контроля над инновационным процессом государства продолжают тратить огромные бюджетные средства на финансирование НИИ, КБ и национальных лабораторий. США, которые являются мировым лидером по вложениям в науку, потратили в 2006 году 330 млрд долларов, сообщает британская газета The Financial Times.(http://news.runet.ru/news/economy/05122006/n3264.html). Причем, около 1/3 этих денег пошло непосредственно в правительственные лаборатории, 1/3 - в университеты и 1/3 - в промышленность. Расходы в других развитых капиталистических странах были ненамного меньше.

В сегодняшних условиях фирмы, занимающиеся инновациями, даже если они работают по государственному контракту, не ждут указаний сверху. Они находятся в постоянном поиске инноваций и развивают те направления, которые кажутся им наиболее перспективными. И это есть одно из условий теории Шумпетера, что справедливо как для Америки, Германии и Японии, так и для Дании, Канады и Финляндии. Сюрприз заключается в том, что последние три страны, которые никогда не ассоциировались в уме обывателя с высокими технологиями, являются сегодняшними лидерами в мире по затратам на R&D в процентах от уровня продаж.

Обзор трехсот международных компаний, которые тратили более всех средств на R&D (Universal Research and Development = универсальные научные исследования) в прошлом году в процентах от общего уровня продаж, составленный британским министерством торговли и промышленности, показал, что средний уровень инвестиций в R&D для этих трехсот компаний составил около 4,6 % от объема продаж, однако показатели по отдельным странам сильно отличаются от этой цифры.

Этот обзор свидетельствует, что международная гонка за инновациями приобретает размах гонки вооружений в период "холодной войны". По сравнению с предыдущим годом средний уровень затрат на R&D вырос на 10%, а предприятия Швеции, Дании, Канады и Америки подняли уровень отчислений на 17-26%. Это связано с тем, что в этих странах уделяется особенно повышенное внимание развитию производств, связанных с высокими технологиями, тогда как старые отрасли промышленности, представляющие четвертую волну инноваций, постепенно теряют свое значение. Для сравнения британские и итальянские фирмы увеличили уровень расходов на R&D лишь соответственно на 5% и 3%. Такая тенденция полностью укладывается в теорию Шумпетера об инновационных процессах.

В Ы В О Д Ы

1. На основе теорий в первую очередь Шумпетера была разработана концепция инновационных нововведений, в частности технологических укладов. Понятие технологического уклада (в его современном значении) было введено в науку С.Ю.Глазьевым;

2. В середине прошлого столетия очень сильно активизировалась инновационная деятельность как отдельных предпринимателей и компаний, так и целых государств. На сегодняшний день все промышленно развитые страны имеют целые армии профессиональных новаторов на всех стадиях создания инновации - от изобретения собственно новшества до конечного внедрения данного новшества в производство;

3. фундаментальные исследования действительно важны, но намного важнее создание контингента квалифицированных новаторов, понимающих и умеющих решать насущные проблемы промышленности. Наибольшего успеха на реальном рынке достигают те новаторы, которые придумывают как бы новую траекторию для движения инновационного процесса;

4. Все больше и больше ученых при поддержке коммерческих фирм создают частные исследовательские институты и лаборатории. Такая схема сейчас широко распространенна по всему миру и отвечает на вопрос, имеет ли смысл и дальше дотировать государственные научно-исследовательские институты и лаборатории, и должны ли они и дальше освобождаться от налогов, когда они могут получать огромные прибыли от лицензирования интеллектуальной собственности;

5. В сегодняшних условиях фирмы, занимающиеся инновациями, даже если они работают по государственному контракту, не ждут указаний сверху. Они находятся в постоянном поиске инноваций и развивают те направления, которые кажутся им наиболее перспективными. И это есть одно из условий теории Шумпетера, что справедливо как для Америки, Германии и Японии, так и для Дании, Канады и Финляндии;

6. В этих странах уделяется особенно повышенное внимание развитию производств, связанных с высокими технологиями, тогда как старые отрасли промышленности, представляющие четвертую волну инноваций, постепенно теряют свое значение. Для сравнения британские и итальянские фирмы увеличили уровень расходов на R&D лишь соответственно на 5% и 3%. Такая тенденция полностью укладывается в теорию Шумпетера об инновационных процессах.

ГЛАВА 3. СТАДИИ СОВРЕМЕННОГО ИНОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Удачные инновации очень редко получаются в результате улучшения или модификации существующего продукта. Удачные инновации требуют коренного осмысления проблемы. Иногда приходится повторно рассматривать идеи и проекты, которые не получили должного внимания в прошлом. Достаточно часто удачные инновации являются результатом невероятного упорства отдельных инженеров, которые отказываются поверить в то, что их проект неудачен, и продолжают по личной инициативе его разрабатывать.

Появление на рынке революционных инноваций сильно отличается от внесения текущих изменений. Конечно, постоянные улучшения продукта необходимы, но такие "тюнинговые" изменения не завоевывают новых рынков. Не гарантируют они и выживание компании. В книге "Дилемма Новатора" британский экономист Клейтон Кристенсон развивает идеи Шумпетера и выделяет "поддерживающие" технологии, которые улучшают существующий продукт, и "подрывные" технологии, которые поначалу характеризуются худшей отдачей. С его точки зрения даже наиболее сложные поддерживающие технологии редко увеличивают конкурентоспособность компании на рынке. Смена лидеров в какой-нибудь области промышленности происходит тогда, когда подчас никому неизвестная компания поставляет на рынок принципиально новую "подрывную" технологию.

Помимо того, что они вытесняют с рынка уже существующие продукты, "подрывные" технологии обладают свойствами, которые привлекают множество новых клиентов: они обычно дешевле, проще в использовании и поэтому популярнее. Транзистор был такой "подрывной" технологией для индустрии вакуумных трубок в 50-х годах, а американская организация охраны здоровья вытеснила с рынка американскую же компанию, занимавшуюся медицинским страхованием в 90-х. Самой же подрывной технологией, без сомнения, является персональный компьютер. Рассматривавшийся в начале лишь как игрушка, он легко захватил рынок, потеснив даже позиции самой IBM. В самое ближайшее время ожидаются промышленные инновации в области роботостроения и космических технологий.

3.1. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

К концу двадцатого века, как это ни странно, самой большой проблемой для большинства стран является поиск методов контроля инновационного процесса, чтобы стало возможным планомерное движение по пути инновационного развития. О чём собственно и предупреждал Щумпетер.

По данным IRI (Industrial Research Institute) - американская организация, занимающаяся мониторингом промышленности - эта проблема ставится на первое место американскими, канадскими учёными и большинством европейских исследователей. Однако в Южной Корее она находится лишь на третьем месте после приобретения конкурентоспособности на рынке знаний и развития НИОКР. Интересно, что японцы считают эту проблему лишь пятой по важности, считая более важными проблемы повышения эффективности НИОКР.

Поскольку, успешные инновации характеризуются очень высокой отдачей, не только государство, но и отдельные компании стремятся найти пути планирования своей инновационной деятельности.

Проведя собственные исследования, все тот же IRI разработал концепцию, позволяющую фирме перейти от поиска инноваций к их производству. За основу были взяты идеи Шумптера, то есть: во-первых, необходимо объяснить всем работникам компании насколько важную роль играют инновации в успешном существовании компании на рынке, то есть в повышении их доходов. Во-вторых, необходимо рассматривать все идеи, даже самые невероятные. В-третьих, необходимо особенно интенсифицировать исследования в тех областях, которые до этого почти не разрабатывались. И, наконец, самое главное, необходимо постоянно перемещать людей из одной лаборатории в другую, из одного отдела в другой, чтобы они получили четкое представление о потребностях рынка.

Как утверждал Шумптер, любивший математическую статистику и анализировавший методы оптимизации, нужно рассмотреть около трех тысяч хороших идей, чтобы, в конце концов, получить всего лишь четыре программы производства новых продуктов, причем, лишь, одна из них именно по статистике и приносит успех. Поэтому необходимо создать в компании такую атмосферу, которая способствовала бы развитию новых нестандартных идей. Прекрасным примером является 3M (Minnesota Mining and Manufacturing). В этой американской компании была создана целая инновационная культура, разработанная на основании трудов Шумпетера.

Блестящим примером человека, иллюстрирующим теорию современных инноваций на основании трудов Шумпетера, который благодаря своим идеям, сделал великолепную карьеру, является Арт Фрай, сотрудник компании 3М. Он, будучи участником церковного хора, искал наиболее простой способ, чтобы отмечать нужные места Псалтыри. Ему в голову пришла идея, что небольшие разноцветные кусочки бумаги, которые можно приклеивать, а потом удалять обратно, решат проблему. Он разработал специальный клеящий состав, однако его идея не получила поддержки, так как никто не видел пользы от клея, который не высыхает. Но мистер Фрай не отчаивался, и ему удалось убедить начальство принять его идею. Вначале он сделал небольшое количество маленьких клеящихся кусочков бумаги и бесплатно раздал их всем секретарям компании. Через несколько дней оказалось, что стикеры незаменимы, когда необходимо оставить какое-либо сообщение боссу или товарищу по работе.

Благодаря клеящейся поверхности и яркому цвету, листочек можно разместить в таком месте, где он будет сразу же замечен тем, для кого он предназначен. Когда все оценили преимущество этого блокнотика, состоящего из листков с клеевым краем, мистер Фрай перестал их раздавать бесплатно и добился того, чтобы его продукт был официально признан и запущен в производство. Сегодня повсеместно распространенные стикеры являются одним из наиболее продаваемых продуктов компании 3М.

Пример мистера Фрая показывает, что любая, даже наиболее гениальная, инновация нуждается в хорошей рекламе. Необходимо убедить клиента, что ему нужен именно твой продукт. Затраты на промоушен новых продуктов подчас составляют огромные суммы, однако, при правильно спланированной рекламной компании все эти затраты с лихвой окупятся доходом от продаж. И данный пример, как и сотни других, имеют именно подтверждение идей Шумпетера о начале отсчёта новых инноваций как процесса обновления производства и расширенного воспроизводства.

3.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТАДИЙ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Практика показывает, чтобы хорошая идея превратилась в успешную инновацию, она обязательно должна пройти несколько стадий обработки внутри компании. Если хотя бы одна из этих стадий не будет пройдена успешно, то у проекта нет никаких шансов на осуществление. Не менее важны и переходы между разными стадиями инновационного процесса. На этих стадиях решаются технические, маркетинговые или производственные проблемы. На переходных участках мобилизуются необходимые для решения поставленной проблемы ресурсы.

Западные ученые выделяют пять стадий развития инновационного процесса:

• Стадия зарождения идеи - возникает идея возможного использования в коммерческих целях какого-либо научного достижения

• Стадия вынашивания идеи - разработка технологии производства нового продукта, которая может быть коммерчески реализована

• Стадия демонстрации - создание прототипа и презентация его перед потенциальными инвесторами и заказчиками

• Стадия раскрутки продукта - создание спроса на рынке на новую продукцию

• Стадия закрепления на рынке - приобретение уверенности в том, что новый продукт или технология будут иметь долгое и успешное будущее на существующем рынке.

В российской классификации процесс перевода новшества в инновацию разбивается на четыре основные стадии:

• Стадия появления новшества - оформленного результата фундаментальных или прикладных исследований, разработок и экстремальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности

• Стадия изготовления головного образца - создание реально работающего прототипа нового продукта

• Стадия организации серийного производства

• Стадия реализации новой продукции

Сравнивая эти две классификации нельзя не обратить внимания на то, что в российской отсутствует какое-либо упоминание о рекламе, о раскрутке нового продукта. Возможно, именно поэтому столь богатая на таланты земля российская не поставляет на рынок такого же количества успешных инноваций, как ведущие капиталистические страны.

Помимо выполнения выше перечисленных стадий инновационного процесса для создания успешной инновации необходимо соответствующая атмосфера. Обывательский менталитет может разрушить даже наиболее энергичную инновационную культуру. Поэтому окружение, в котором осуществляется разработка нововведений, должно быть лояльным к новшествам. Новаторы особенно ценят свободу от бюрократической волокиты. Некоторые фирмы, занимающиеся инновациями, иногда даже позволяют своим сотрудникам открывать небольшие частные предприятия по производству разработанного ими продукта.

Это позволяет находить необходимые для дальнейшего развития инновационного процесса инвестиции.

Иногда для создания успешной инновации необходимо полностью изолировать исследовательскую лабораторию от внешнего мира, чтобы исключить любое влияние не нее извне. Таким образом, исключается влияние общепринятых штампов на исследовательскую деятельность ученых, что позволяет самым безумным с точки зрения общественного мнения идеям становится успешными инновациями. Создав такую изолированную лабораторию в местечке Бока Ратон во Флориде, IBM преодолела бюрократическую традицию создания дорогих компьютеров, в основном предназначенных для корпоративного использования и вышла на рынок с принципиально новым продуктом - персональным компьютером.

Kакое значение имеют труды Шумпетера для современного этапа развития инноваций? Самое, что ни на есть основополагающее.

Эпохальный труд Шумпетера "Теория экономического развития" вышел в свет в 1911 году на немецком языке. В 1926 году Шумпетер выпустил второе, значительно доработанное немецкое издание, которое в 1934 году было переведено на английский язык. Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: "Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у Вас при этом не получится". Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем.

Экономическое развитие — это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация.

Вот как определил инновацию сам Шумпетер: существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.

В обществе, переживающем экономический рост, товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетер называл такое движение циркулярным потоком экономической жизни.

Экономическое развитие нарушает ход циркулярного потока, вызывает к жизни новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших. Например, изобретение автомобиля привело не только к созданию автомобильной промышленности, но и очень значительным изменениям в производстве стали, резины и стекла. В то же время автомобиль "похоронил" конные заводы и шорные фабрики — разведение лошадей и изготовление упряжи для них из промышленности превратилось в полукустарное ремесло. Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно просто потому, что новые идеи появляются не каждый день. Инновация, а с ней и экономическое развитие, носит прерывистый характер. Именно прерывистым характером инновации Шумпетер объяснял экономический цикл.

Шумпетеру принадлежит одно из самых ярких выражений в экономической науке - "созидательное уничтожение". По Шумпетеру, предприниматель - это герой, который уничтожает старые экономические структуры и создает новые. Главным вопросом является не то, "как капитализм управляет имеющимися структурами, а то, как он их создает и уничтожает".

Шумпетер доказывал, что монополии на голову выше, чем абсолютная конкуренция. Надежды на монопольное право заставляют предпринимателей делать лучшее, на что они способны. Тогда как абсолютная конкуренция, наоборот, статична. Все фирмы в той или иной отрасли производят один и тот же товар по одной цене, с использованием одной и той же технологии.

Ромер, безусловно, согласен, что капитализм являет процесс "созидательного уничтожения", и одним из главных достижений ученого как раз и было продемонстрировать всю важность монопольного права.

Но, в отличие от Шумпетера, который центральной фигурой своих мыслей делает предпринимателя, Ромер возвеличивает саму мысль - идеи. Ромер, как американский аналитик, считает что хорошие идеи могут родиться у кого угодно - от предпринимателя Билла Гейтса до автостроителя, который находит оптимальный вариант на сборочном конвейере. И к такому выводу можно было прийти только на основании развития теории Шумпетера.

В Ы В О Д Ы
1. К концу двадцатого века самой большой проблемой для большинства стран стал поиск методов контроля инновационного процесса, о чём собственно и предупреждал Щумпетер;

2. В книге "Дилемма Новатора" британский экономист Клейтон Кристенсон развивает идеи Шумпетера и выделяет "поддерживающие" технологии, которые улучшают существующий продукт, и "подрывные" технологии, которые поначалу характеризуются худшей отдачей;

3. "Подрывные" технологии обладают свойствами, которые привлекают множество новых клиентов: они обычно дешевле, проще в использовании и поэтому популярнее. Транзистор был такой "подрывной" технологией для индустрии вакуумных трубок в 50-х годах, а самой же подрывной технологией, без сомнения, является персональный компьютер;

4. Как утверждал Шумптер, нужно рассмотреть около трех тысяч хороших идей, чтобы, в конце концов, получить всего лишь четыре программы производства новых продуктов, причем, лишь, одна из них и приносит успех. Поэтому необходимо создать в компании такую атмосферу, которая способствовала бы развитию новых нестандартных идей;

5. Хорошая идея может превратится в успешную инновацию, если она обязательно пройдёт несколько стадий обработки внутри компании. Но если хотя бы одна из этих стадий не будет пройдена успешно, то у проекта нет никаких шансов на осуществление. На этих стадиях решаются технические, маркетинговые или производственные проблемы;

6. Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: "Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у Вас при этом не получится";

7. Шумпетер доказывал, что монополии на голову выше, чем абсолютная конкуренция. Надежды на монопольное право заставляют предпринимателей делать лучшее, на что они способны;

8. Именно идеи Шумпетера являются сейчас одним из локомотивов современной западной экономики. Совершенствование этих идей позволяет оптимизировать инновационные процессы с учётом перспектив развития новых производств.

Литература

1. Туган-Барановский Михаил Иванович. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь. – СПб., 1894.; Туган-Барановский М.И. Избранное. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. - М., 1997.

2. Кондратьев Николай Дмитриевич. Большие циклы конъюнктуры. // Вопросы конъюнктуры. 1925. Т. I. Вып. 1. - С. 28-79.; Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М., 1993. – С. 24-83; Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры. Доклад. // Проблемы экономической динамики. – М., 1989. – С. 172-226.

3. Scumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. – N.Y.-L., 1939.

4. Шумпетер Йозеф Алоиз. Теория экономического развития. - М., 1982.

5. Шумпетер Йозеф Алоиз. История экономического анализа. В 3-х томах. – СПб., 2001. – Т. 3, С. 1539-1557.

6. Йозеф А. Шумпетер История экономического анализа. В 3 томах. Экономическая школа 2004 год

7. Schumpeter Josef Alois. Essays on entrepreneurs, innovations, business cycles, and the evolution of capitаlism. // Josef A. Schumpeter; ed. by Richard V. Clemence; with a new introduction by Richard Swedberg.-Transactions Publishers, 1989.

8. Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости процента и денег. // Антология экономической мысли. В 2-х томах. – М., 1992, Т. 2. – С. 137-432; Кейнс Дж. М. Избранные произведения. - М., 1993. – С. 224-518.

9. Schumpeter in the History of Ideas/Ed. by Yuichi Shionoya and Mark Perlman.-The University of Michigan Press,1994.

10. McCraw T.K. Schumpeter’s ascending. // American Scholar.- Summer 91, Vol. 60, Issue 3.

11. Heilbroner R. Analysis and vision in the history of modern economic thought. // Journal of Economic Literature, Sep. 90, Vol. 28 Issue 3.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО МАТЕРИАЛА ПО-ВОЗМОЖНОСТИ УКАЗЫВАЙТЕ АВТОРА, А ТО ДАЖЕ ИЗ ГОСДУМЫ ДАМЫ ПУБЛИКУЮТ ДАННУЮ РАБОТУ ЗА СВОИМ ИМЕНЕМ



Hosted by uCoz